Индекс воздушного фильтра, май 2023: как изменились цены на запчасти за последний год
Прошел уже год с тех пор, как мы стали отслеживать динамику стоимости новых запчастей и расходников для различных легковых автомобилей. За это время рубль переживал серьезные колебания, транспортные цепочки разрушались и перестраивались, и разрабатывались новые схемы импорта. Но, к счастью, запчасти все еще доступны, хотя и не обошлось без неприятных сюрпризов.
Методика мониторинга цен
Мы используем следующую методику: отслеживаем изменения цен на набор популярных запасных частей для наиболее распространенных моделей на российском рынке, включая оригинальные детали и самые доступные заменители. Также включены редко встречающиеся и заказные запчасти, которые даже раньше были труднодоступны в мегаполисах. В отдельную категорию выделены моторные масла и шины, как из массового, так и из премиального сегментов. Мониторинг цен осуществляется по данным крупнейших онлайн-агрегаторов и официальных магазинов производителей, если они все еще представлены на рынке.
Изменение цен в 2023 году
В этом обзоре приведены изменения цен в процентах относительно предыдущих отчетов двухмесячной давности и мая прошлого года. Несмотря на заметный рост цен по сравнению с мартом 2023, их пик пришелся на весну 2022 года. Продавцы заранее подняли цены, предвидя возможные проблемы с поставками и дальнейшую девальвацию рубля.
Паника была вызвана полной неопределенностью: что, если поставки прекратятся? Что, если рубль продолжит падение? Автомобилисты также поддались ажиотажу и начали запасаться расходниками впрок. В результате этого спроса цены подскочили вдвое, а то и в три-четыре раза по сравнению с 2021 годом.
Летом 2022 года рубль неожиданно укрепился относительно евро и доллара: с более чем 100 рублей до 52-57 рублей. Это привело к снижению цен, хотя продавцы предпочли не корректировать стоимость сильно, учитывая возможные валютные риски.
Конец 2022 года принес неприятный сюрприз владельцам Lada: именно они стали свидетелями значительного роста цен. Вероятно, это связано с уходом иностранных брендов и увеличением спроса на Lada, что спровоцировало рост цен на запчасти.
Что касается иностранных марок, то тут ситуация в целом стабильная. Например, на Kia Rio ключевые позиции подешевели, однако доступность некоторых запчастей снизилась. Аналогичная ситуация наблюдается с Ford Focus, где цены снизились еще больше.
В более дорогом сегменте также наблюдается стабилизация: на Volkswagen Tiguan подорожали только рычаги подвески, а остальные расходники стали дешевле. Владельцы Toyota Camry ощутили значительное снижение цен на многие запчасти. Например, оригинальная фара, стоившая год назад 109 тысяч рублей, сейчас доступна за 80 тысяч.
Цены на масла вернулись к уровням прошлого года. Например, канистра Castrol, стоившая в мае 2022 года около 7 тысяч рублей, сейчас продается за 2800 рублей. Аналогичная ситуация с шинами, хотя их цены зависят от сезона и могут быть менее предсказуемыми.
В целом дефицита запчастей не наблюдается. Да, сроки доставки увеличились до месяца и больше, но все необходимое по-прежнему доступно. В будущем месяцы могут принести даже небольшое снижение цен на 5-10%. Это объясняется растущим количеством игроков на рынке автозапчастей, от крупных импортеров до мелких фирм и производителей.