ДТП при буксировке: кого и когда могут признать виновным
Мы уже обсуждали, как правильно буксировать автомобиль на мягкой сцепке и за что можно получить штраф. Сегодня разберем, кто может быть признан виновным при ДТП во время буксировки. Всегда ли виноват водитель буксира, если он управляет сцепкой? Или виноват всегда тот, кто едет сзади? Какова правовая позиция водителя буксируемого автомобиля на дороге? Давайте разбираться дальше.
Кто может нести ответственность за ДТП при буксировке?
Для начала стоит понять, кто из пары "буксир – буксируемый" может быть виновным при аварии. Некоторые автовладельцы ошибочно полагают, что тот, кого буксируют, ответственности не несет. Однако пункт 20.1 ПДД четко указывает, что буксировка с использованием гибкой сцепки допускается только при наличии водителя в буксируемом транспортном средстве. Этот факт также подкрепляется Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25.06.2019 года. В этом документе Верховный Суд уточнил, что водителем признается лицо, находящееся за рулем буксируемого транспортного средства, за исключением случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.
Таким образом, и водитель буксира, и водитель буксируемого автомобиля могут нести ответственность за ДТП, в зависимости от конкретных обстоятельств.
В каких случаях нельзя начинать буксировку?
Перед тем как обсуждать ДТП при буксировке, вспомним ПДД, запрещающие некоторые виды буксировки. Согласно пункту 20.4 ПДД, запрещается буксировка:
- транспортных средств без рулевого управления (допускается буксировка методом частичной погрузки);
- двух и более транспортных средств;
- транспортных средств с неисправной тормозной системой, если их масса больше половины массы буксирующего транспорта. В этом случае допускается буксировка только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
- двухколесных мотоциклов без бокового прицепа;
- в условиях гололеда на гибкой сцепке.
Эти правила важно соблюдать не только для того, чтобы избежать штрафа, но и чтобы минимизировать риски аварии. Например, штраф за нарушение правил буксировки составляет по части 1 статьи 12.21 КоАП всего лишь 500 рублей, но последствия аварии могут быть намного более серьезными и затратными.
Кто виноват при ДТП между буксирующим и буксируемым?
Самый простой случай ДТП при буксировке – это когда буксируемый автомобиль врезается в буксирующий. В большинстве случаев виноват будет водитель буксируемого автомобиля, который не успел затормозить. Однако есть и сложные случаи, когда виноват может быть водитель буксирующего автомобиля, например, если он резко затормозил без причины, что запрещено пунктом 10.5 ПДД. Доказать вину буксирующего сложнее, но записи с видеорегистратора и показания свидетелей могут помочь.
Важно заранее обсудить режимы движения и сигналы между водителями. Водитель буксира должен помнить, что тормоза у буксируемого автомобиля могут быть менее эффективными, особенно если двигатель не работает. Буксируемый автомобиль должен поддерживать трос натянутым и оперативно реагировать на действия буксирующего.
ДТП с третьими участниками движения
Если произошло ДТП с участием третьего транспортного средства, каждую ситуацию будут оценивать индивидуально. К примеру, если буксирующий водитель не уступил дорогу и получил удар – он будет признан виновным, независимо от того, что он буксировал машину. Если же авария произошла по вине буксируемого автомобиля, водитель этого авто понесет ответственность.
При столкновении между буксируемым автомобилем и третьим транспортным средством возможны разные сценарии. Могут отказать в выплате по ОСАГО, исходя из статей 1064 и 1079 ГК РФ, предполагая, что владельцы обеих машин должны возмещать ущерб. Однако правильнее было бы рассматривать ВСЕ такие аварии в рамках ОСАГО. Даже если водитель буксира не контактировал с третьим авто, он может быть признан виновным, если его действия привели к ДТП.
ДТП с пешеходом
Один из сложных видов ДТП при буксировке – это авария с участием пешехода. В подобных ситуациях важно учитывать, был ли трос правильно обозначен и длина его соответствовала ли нормам ПДД. Например, если пешеход переходил дорогу в неположенном месте и не заметил троса, виновным может быть признан пешеход. Однако, если трос был коротким или не обозначен должным образом, ответственность может лечь на водителя. В некоторых случаях могут быть виноваты оба – водитель и пешеход.
Существует случай, когда суд признал виновным водителя буксирующего автомобиля, несмотря на то, что пешеход споткнулся о трос. Суд решил, что водитель не уступил дорогу пешеходу, приближавшемуся к нерегулируемому переходу.
В каждом случае обстоятельства будут исследоваться индивидуально, но большая вероятность, что виновным признают водителя, нарушившего ПДД. Важно соблюдать все правила при буксировке, чтобы минимизировать риски таких сложных и неоднозначных ДТП.