Создание народного автомобиля в России: История и перспективы
Создание так называемого «народного автомобиля» всегда будоражило умы конструкторов и инженеров. Примеры Ford T, Volkswagen Beetle, Citroёn 2CV, Renault 4 и Fiat 500 вдохновляли производителей по всему миру. В России на эту роль претендовал Fiat-124, который благодаря локализации стал ВАЗ-2101 «Жигули». Это был шаг на пути к доступному личному транспорту для многих советских и, позднее, российских граждан. Сейчас вновь рассматривается идея создания бюджетного российского автомобиля стоимостью не более 500 тысяч рублей. В этой статье мы вспомним все попытки воплотить этот замысел за последние десятилетия.
История создания «народных автомобилей» в России
Проект Ока и ЕлАЗ-1121
В 1980-х годах на страницах советских журналов появилась Ока – компактный автомобиль с ценой около 3500 рублей, вдвое дешевле традиционных Жигулей. Эта машинка была малодоступна из-за ограниченных производственных мощностей (всего 50 000 штук в год). В 1988 году было решено превратить КамТЗ в Елабуге в автозавод для её производства, где планировалось начать выпуск модернизированной Оки – проект 1112.
Ока задумывалась как доступная машина, но её производство ограничивало принятие таких решений.
В 1988 году строительство завода в Елабуге было завершено, и машины Ока начали выпускать под названием ЕлАЗ-1121. Основное отличие нового автомобиля – трёхцилиндровый двигатель с объёмом 820 куб. см.
Модель ЕлАЗ-1121 также известна как «улучшенная Ока».
Начало проектов будущих народных автомобилей
В 1990-е годы АвтоВАЗ сотрудничал с ЛогоВАЗ, что привело к созданию проекта AVVA – ВАЗ-1116. Хотя проект не был завершен, он помог в создании Лады Калины.
Современные попытки: Ока-2
Концепт автомобиля Ока-2 был представлен в 1998 году, но массовое производство не началось из-за финансовых трудностей. В 2003 году АвтоВАЗ попытался возродить проект под индексом ВАЗ-1121, но и эта попытка завершилась неудачно.
Перспективы создания новой народной машины
Создание нового «народного» автомобиля в современном мире связано с многочисленными трудностями: финансовыми, техническими и производственными. Российскому автопрому потребуется значительное инвестиции для создания конкурентоспособной модели.
Так называемый автомобиль для народа, по описанию, должен быть оснащен бензиновым двигателем объемом около 1,5 литра, мощностью 100-120 лошадиных сил, ручной коробкой передач, повышенным клиренсом. Также в такой машине должны быть две подушки безопасности, кондиционер, антиблокировочная система (ABS) и система курсовой устойчивости (ESC), навигация «ЭРА-ГЛОНАСС».
Поддерживать производство такого автомобиля непросто. Когда Renault создал проект Logan, это потребовало значительных ресурсов, и аналогичный проект потребовал бы большие инвестиции.
В текущих экономических условиях стоимость такого автомобиля может превысить 1 миллион рублей, делая его практически недоступным для большинства россиян. Тем не менее, желание создать доступный и современный «народный автомобиль» остается актуальным.