Электромобили: почему я начинаю сомневаться в их эффективности
Эта статья из The Guardian представляет мнение Роуэна Аткинсона, который долгое время был сторонником электромобилей, но теперь чувствует себя обманутым. Аткинсон, известный не только как комик, но и как человек с высоким интеллектом, поднимает важные вопросы относительно электромобилей. Вопросы, которые каждый решает для себя сам.
Почему эксплуатация старого автомобиля может быть экологичнее
Нередко лучше продолжать использовать старую бензиновую машину, чем приобретать электромобиль. Причина этому - значительное воздействие на окружающую среду.
Электромобили, по идее, должны быть мне знакомы. В университете я изучал электронику и электротехнику, а позже - системы управления. Сочетайте это с моей пожизненной любовью к автомобилям, и становится ясно, почему я заинтересовался электромобилями. Свой первый гибрид приобрел 18 лет назад, затем перешел на чистый электромобиль 9 лет назад. Несмотря на недостаточную инфраструктуру зарядки, поездки были приятными. Электромобили - машины быстрые, тихие и до недавнего времени экономные в эксплуатации. Но изучив факты, я начал сомневаться в их экологичности.
Экологические проблемы производства электромобилей
С 2030 года новое законодательство планирует запретить продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. Эти меры направлены на сокращение вредных выбросов, однако такая позиция основывается только на одном аспекте эксплуатации авто – выбросах из выхлопной трубы. Электромобили действительно не имеют выхлопов, что хорошо для городского воздуха. Но производство таких машин гораздо больше вредит экологии. Согласно данным Volvo, при производстве электрического автомобиля объем парниковых газов на 70% выше, чем при производстве бензинового авто. Причина - литий-ионные аккумуляторы, которые тяжелые, требуют много энергии на производство и служат от силы 10 лет.
Рынок сегодня ищет лучшие решения. Разрабатываются новые твердотельные аккумуляторы, которые будут заряжаться быстрее и весить намного меньше. Но пока они не поступят в продажу, мы будем производить миллионы тяжелых электромобилей с устаревающими батареями. Водородные технологии тоже обещают перспективы, но пока их разработка идет медленнее. Варианты использования водорода включают топливные элементы, как у Toyota, которые весят вдвое меньше литий-ионных батарей аналогичной емкости, и питать двигатели нового типа, как у JCB.
Нам также важно рассматривать весь жизненный цикл автомобиля. Главная проблема использования автомобилей в обществе - культура "быстрой моды" в автопроме. Сегодня люди меняют машины каждые три года, хотя современные автомобили могут служить десятилетиями. Если бы владельцы эксплуатировали свои машины по пять лет вместо трех, мы бы существенно снизили объемы производства и выбросы CO2, что улучшило бы экологическую обстановку.
Кроме того, нам стоит бережно относиться к уже произведенным автомобилям. Современные машины экологически "оплатили" свое производство. Снижение зависимости от новых авто и упор на синтетическое топливо могут сократить влияние автомобильного сектора на природу. Развитие синтетического топлива, над которым работает, например, Porsche в своем проекте в Чили, обещает сделать работы бензиновых двигателей нейтральными по выбросам CO2.
Наш медовый месяц с электромобилями заканчивается. И это хорошо: мы понимаем, что для решения экологических проблем нужны разные методы. Синтетическое топливо и методы производства водорода помогут сохранить старые автомобили, и более рациональное использование новых машин увеличит их долговечность. Эти шаги помогут улучшить экологическую ситуацию.